Вешняков не смог успокоить СМИ

25 Сентября 2003 23:35

Глава Центризбиркома РФ Александр Вешняков завершил серию встреч с журналистами, на которых пытался объяснить, как надо участвовать в предвыборной кампании. Вывод, который сделали представители СМИ после широкомасштабной политработы ЦИК, неутешителен: проще выбраться сухим из воды, чем из предвыборной кампании.

Чтобы убедить прессу в безопасности новых избирательных поправок, ЦИК провел массу мероприятий. Александр Вешняков встретился с представителями всех видов СМИ: сначала телевизионных, затем печатных, а потом отдельно даже с парламентскими корреспондентами.
Наконец, 11 сентября была проведена интернет-пресс-конференция, в которой вопросы могли задать и региональные редакторы.

Отдельно ЦИК выпустил брошюру из 113 вопросов и ответов, которая, как обещал Вешняков, уж точно снимет все вопросы. Написанная подчас забавным языком книжка сразу стала пользоваться у представителей СМИ огромным спросом.

Однако после каждой встречи с прессой картина, которую наблюдал корреспондент «Росбалта», была примерно такой: медийные боссы выходили, пожимая плечами и говорили: «Ну, что поделать — законы у нас в России такие...».

Более-менее лояльно повели себя руководители государственных телеканалов: в частности, гендиректор Первого канала Константин Эрнст нашел разговор с Вешняковым очень полезным.
В печатных же СМИ царил суровый скепсис. Им так и не стало ясно, что же такое «завышенные» и «заниженные» расценки на рекламу. «Как ЦИК будет это определять? — жаловался редактор отдела политики «Коммерсанта» Илья Булавинов. — Законы специально сделаны двусмысленно!».

В некоторых изданиях вообще воцарилась паника. Например, издатель столичной вечерней газеты Леонид Милославский вообще запретил писать про предвыборную кампанию, зато другие издания по-прежнему предоставляют площадь для заказных материалов. Для них ни о каком снижении PR-публикаций, как предсказывали некоторые политологи, речи пока не идет.

Напомним, что поправки, которые вызвали столько головной боли для руководителей СМИ, были предложены минувшей весной. Согласно новшествам, запрещается замалчивать информацию о каком-то кандидате или партии и требуется освещать всех в равной степени. В противном случае Минпечати может обратиться в суд с просьбой приостановить деятельность СМИ-нарушителя до конца предвыборной кампании.

Кроме того, есть и ряд других — менее заметных, но принципиальных — вещей. Прежде всего, это обязанность СМИ предоставить до 4 октября расценки на платную площадь, причем эти расценки должны быть равными и одинаковыми. Скидки тоже возможны, но только при условии, что ими могут воспользоваться все кандидаты. Также предусмотрена такая вещь, как обязательный договор и предоплата за материал.

Показательно, что вопросы, которые задавали региональные журналисты в этот четверг, от вопросов «федеральных» коллег ничем не отличались. Собственно, главный вопрос был и остается один: по каким критериям Центризбирком может посчитать, что вот этот материал является агитацией, а этот — обычный информационный репортаж?

В теории объяснения Александра Вешнякова выглядят красиво. «Принцип работы понятный: нельзя врать, оказывать явное предпочтение отдельным кандидатам, вести прямую агитацию», — говорит глава ЦИК. Но тут же добавляет: «Работа журналистов — творческая, и мы это понимаем, выборы — тоже творческая борьба, но всегда можно будет отличить черный пиар от объективной заметки».

Однако говоря о творчестве, Вешняков, фактически, признает, что единых критериев для оценки заметки журналиста нет, и придираться ко всему не стоит. И ЦИК просто физически не сможет уследить за всеми нарушениями СМИ. Но в таком случае закон с самого начала обречен на выборочность, то есть превратится в удобный инструмент предвыборной борьбы для сильного...

На практике принятые поправки уже ставят в тупик. Фактически, Центризбирком уже вынужден не комментировать многие скандальные ситуации. Так, отвечая на вопрос о показе фильма про «Единую Россию» на Первом канале и выступления ее лидеров на этой же частоте с оценками матча Россия — Швейцария, он сказал: «Подавайте конкретную жалобу в Центризбирком, и мы разберемся. А на каждый чих ЦИК реагировать не может, мы не правоохранительные органы и не пожарная команда».

Но с каждой следующей неделей кампании количество таких «чихов» будет расти. И все время уворачиваться от конфликтов ни ЦИК, ни то же Минпечати не смогут — им придется занимать позицию. Сама же предвыборная кампания от этого наполнится огромным количеством интриг.
А вот избирательное законодательство к следующему предвыборному циклу, скорее всего, опять придется поменять.

Алексей Левченко, ИА «Росбалт», Москва





<< Предыдущая публикация Следующая публикация >>






comments powered by Disqus