День рождения театра

17 Сентября 2003 10:32

Новгородский театр драмы отмечает 150-летний юбилей

Это людям свойственно стыдливо преуменьшать свой возраст, а для театра солидная дата и крепость традиций, мастерство школы связаны напрямую. Так что загадочная метаморфоза - 150-й день рождения, сразу за 79-м сезоном Новгородского областного академического театра драмы имени Достоевского - никого не расстроила.

До 2003 года в разных источниках утверждалось, что свое существование театр в Новгороде начал в 1918 году. Что ж, для пропаганды в свое время дата удобная - революция подарила простому люду театр и понесла культуру в массы. Вот только странно и непонятно, как город, лежащий в непосредственной близости от обеих столиц, до Великой Октябрьской оставался таким "бескультурным". И действительно, в более поздней энциклопедии "Русский драматический театр", изданной в 2001 году, уже указано - с середины XIX века в Новгороде выступали профессиональные труппы, для которых в 1866 году на Софийской площади было открыто театральное здание. Дисбаланс между пропагандой и разумом насторожил и заведующую литературной частью театра Светлану Юртайкину. Тогда она и принялась за свою "расследовательскую" деятельность в поисках истины. И первая "улика" была обнаружена ею еще в бытность студенткой Театральной Академии Санкт-Петербурга:

- Первое, что я обнаружила в Государственном историческом архиве Новгородской области, это прошение и докладные записки содержателя театра Егора Курдюмова губернатору Лерхе. Он испрашивает дозволения в постановке пьес, там прилагается список сорока восьми пьес. На это губернатор пишет резолюцию: "Разрешаю ставить пьесы уже дозволенные мной". И эта первая записка, которую я нашла, она приходилась на 60-е годы XIX столетия.

Дальнейший скрупулезный поиск фактов существования театра в дореволюционную эпоху открыл, что и эта записка не была отправной точкой в театральном прошлом Великого Новгорода.

- Известно, что еще в восшествие на престол Елизаветы здесь тоже было театральное действо, об этом писалось и в истории театра провинциального, и в истории русского театра вообще. Так что все движения, которые можно назвать истоками театра, здесь были - это и скоморохи, и устная народная драма, литургические драмы в Софийском соборе, школьный театр существовал. А еще новгородский театр был очень прогрессивным. В 1902 году здесь работал знаменитейший актер и режиссер прошлого Павел Гайдебуров, позже он создал в Петербурге Передвижной Театр. И этот театр уже был со всеми МХАТовскими нововведениями. Гайдебуров убрал суфлера, к каждому спектаклю делал свои декорации и "эксплуатировал" спектакль несколько раз. До этого постановки повторялись очень редко, за исключением репертуарных пьес. А у Гайдебурова уже начались некие отголоски нашего современного театра, веяния школы Станиславского.

Но настоящий день рождения театра случился 16 сентября 1853 года. Именно в этот день был сыгран первый спектакль профессиональными актерами труппы Николая Иванова, содержателя театров в провинции. Для этой цели Иванов арендовал дом за Федоровским ручьем у купчихи Мещовской. Стартовал театр просто "стахановски", 16 сентября артисты показали два водевиля: "Марфа Ивановна и Захар Захарыч Собачкины, или Поставлю на своем", "Вицмундир" и фарс-водевиль "Дайте мне старуху". Из-за дефицита площадей, мест было немного - VIP-персоны в количестве четырех штук заняли два дивана в первом ряду; далее два ряда кресел, девять рядов стульев, так называемые места за креслами и, наконец, непременный "раек", то бишь галерка. Цена на билеты была более чем щадящая и колебалась от четырех рублей до 25 копеек. Так что, как писалось в прессе того времени: "... все устроено очень хорошо, чисто, опрятно, прилично".

В грязь лицом "новорожденный" не ударил, и в "Новгородских губернских ведомостях" за 1853 год появилось: "Нам случалось видеть три труппы провинциальных актеров: в Тифлисе, Харькове и Киеве; принимая во внимание, что в городах тех по 60 тысяч жителей, что там здания театров казенные и что труппы те пользуются помощью от правительства, нужно ожидать, что и состав их хорош, и действительно он хорош; но состав труппы господина Иванова не только сравнительно лучше, но и так, оставив в стороне условия и средства, лучше; это мы говорим беспристрастно". Рассчитали в данной статье и доходы содержателя нового театра. Они составили 200 рублей прибыли в месяц. Представления давались не менее трех раз в неделю, новгородская пресса на протяжении всего сезона регулярно сообщала о предстоящих спектаклях, а театральный зал, вмещавший в себя 100 зрительских мест, никогда не пустовал. Так пришел в этот мир новгородский театр.

Ну а дальше все, как в жизни любого - и хорошего немало, и плохие времена не обходили стороной. Менялись содержатели театра, менялись актеры, менялись помещения театра. В 1879 году театр горел, а в 1886-м возродился из пепла благодаря энергии своего руководителя Нила Мерянского, известного скандальной постановкой "Господа избиратели", в которой все артисты были загримированы под местных думских деятелей. Сборы то падали, то возрастали. После революции 1917 года театр пережил целое сонмище трансформаций, пока в 1918-м не утвердился в окончательном своем статусе - Театр Октябрьской Революции. С этого знаменательного момента кому-то и стало выгодно напрочь вычеркнуть весь путь, пройденный новгородским театральным движением. Так вот и праздновали начала сезонов "от рождества Советов".

И вот впервые в 2003 году благодаря исследовательской работе современных театроведов, историков театра, работников архивов, библиотек Новгородский академический театр драмы имени Достоевского празднует свое 150-летие. К этой круглой дате выйдет буклет, в котором все интересующиеся смогут ознакомиться подробнейшим образом с исследованиями по истории новгородского театра. Правда, в сам день рождения, 16 сентября, зрители "новорожденного" поздравить не смогут, придется потерпеть до открытия сезона 4 октября. Зато в этот день - премьера. "Горе от ума" последний раз ставилась на новгородских подмостках еще до революции. Главный режиссер театра Алексей Говорухо обещает, что мы не увидим привычного со школьной скамьи Чацкого.

- Спектакль ставится с учетом исторических реалий, с большим почтением к самому Грибоедову. Но зрители увидят нового Чацкого, и эта трактовка опирается на новые факты из литературных источников - неожиданный взгляд Блока, Мережков-ского, трактовки Пушкина, Герцена и других. Главное в этой трактовке - сам Чацкий никакого отношения к декабристам не имеет, но оказался "лишним" во враждебном ему реакционном обществе. Мы надеемся, что этим спектаклем театр достойно вступит в юбилейный год и продолжит свое главное направление - опору на высокую драматургию русской и зарубежной классики.

Алена Курилова.

"Новгородские ведомости"





<< Предыдущая публикация Следующая публикация >>






comments powered by Disqus