Без ненужных иллюзий

20 Сентября 2005 18:47

Новгородские законодатели нашли свое место в сложной реформе

Новгород

Закон о местном самоуправлении был встречен на Новгородчине далеко не с распростертыми объятиями.  Было много споров, дискуссий и с авторами закона и представителями высшей власти. Вызывало сомнение отсутствие необходимой финансовой базы для его внедрения.  Тем не менее, руководство области нашло  «общий язык» с реформой и сделало все для того, чтобы  она не стала профанацией.  Как новый закон приживается на новгородской земле, насколько он нужен простому жителю, размышляет заместитель председателя областной думы, доктор юридических наук, член партии «Единая Россия» Сергей Фабричный.

- Для чего, на взгляд местного законодателя, нужна новая реформа?


- Цели муниципальной реформы, заявленные в послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2002, 2003 годах, изначально были понятны и не вызывали отторжения. Во-первых, формирование органов местного самоуправления как можно ближе к населению, во-вторых, создание на местном уровне эффективно действующей системы оказания услуг публичной властью гражданам. В историческом плане прослеживается связь с Земской реформой второй половины девятнадцатого века в России, в основе которой лежала хозяйственная (общественная) теория местного самоуправления, предусматривающая наличие «деполитизированных» местных органов, ставящих во главу угла своей деятельности оказание услуг, «обслуживание» населения. Так что наши замечания сначала к законопроекту, а впоследствии и к Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сводились в основном к необходимости формирования финансово-экономической основы, достаточной для решения вопросов местного значения. Понятно, что инициировать активность людей на обустройство местной жизни, убеждать в необходимости работы в представительных органах местного самоуправления (в нашей области число депутатов увеличится со 173 до 2034) без соответствующего материального подкрепления, значит, превратить реформу в профанацию. Местное самоуправление – это сумма из четырех слагаемых: правовой основы, территориальной, организационной и финансово-экономической. Изменяющееся содержание этих основ  в результате должно соответствовать целям реформы.


   - Там, наверху, вас услышали?


  -  Думаю, что да. Потому как такую позицию занимала не только Новгородская область, но и  другие российские регионы. Судите сами: за всю историю современной Российской Государственной Думы  ни один проект Закона на стадии прохождения  не получал такое количество замечаний и поправок – более 6000! Другими словами, не было Субъекта Федерации, который в той или иной форме не высказал бы замечания по содержанию Законопроекта о местном самоуправлении. После октября 2003 года дополнительно было принято шесть федеральных законов во изменение отдельных положений базового варианта закона. Все это наглядное подтверждение того, что к аргументам регионов прислушивались и искали формулу, которая устроила бы всех. Мы рассчитываем, что и осенью нынешнего года очередные поправки  в федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления» будут внесены. Главное, ожидаемое нами изменение в Законе – это предоставление субъектам Российской Федерации возможности самим определять сроки и объем полномочий, передаваемых муниципальным районами и поселениями. То есть, с одной стороны, вступление Закона в силу не останавливается, с другой – регулировать скорость его внедрения  на поселенческом уровне, скорее всего, будут Субъекты Российской Федерации. Это очень важно, поскольку вопросы местного значения – это вопросы повседневного жизнеобеспечения людей. Схема с «районным» местным самоуправлением отработана годами. В «поселенческую» схему нужно входить без революционного энтузиазма, с трезвым расчетом.


 - Есть ли в Новгородской области свои особенности, свой путь при реализации закона?


 - Не буду лукавить: закон очень жесткий,  он практически не оставляет возможности для маневра Субъектам Федерации. Впервые в истории Новгородской области мы сформировали не только одномандатные, но и многомандатные округа при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. Но главы муниципальных образований Новгородской области будут выбираться по прежней схеме – непосредственно жителями области, а не через представительный орган.


    - Новое, как известно, всегда внедряется нелегко. Но на Западе подобная схема местного самоуправления уже действует. А значит, на наш чистый лист можно нанести полезные западные наработки…


 - Слепого копирования быть не должно. Территориальная основа местного самоуправления,  которую мы сейчас сформировали в соответствии с требованиями Федерального Закона, по сути, возвращает нас в Европу 70-х годов. Увеличение в разы числа муниципальных образований – это как раз то, через что значительная часть европейских государств уже проходила. И они отказались от чрезмерного дробления территорий на муниципальные образования по причине слабой инфраструктурной и финансово-экономической обеспеченности. Если нам  брать европейский опыт, то надо отталкиваться от Европейской хартии местного самоуправления. В итоге рано или поздно мы придем к варианту, когда надо не только декларировать возможность людей на осуществление местного самоуправления, не только провозглашать право на реализацию местного самоуправления, но четко определить роль органов государственной власти в формировании реальной способности это право реализовать.


- Все это важные, но общие положения. А вот  слесарь Вася Иванов спросит вас: а что я получу от этой реформы?


-Конечно,  людей в первую очередь интересует улучшение качества жизни. Но достигается эта цель не только в рамках муниципальной реформы. Если говорить о  местном самоуправлении,  оно будет внедряться в жизнь не одними  только «понимающими» чиновниками. В данном случае очень важно сложение усилий тех, кто делает реформу и тех, для кого она делается. Именно поэтому уже сейчас мы «заводим» инициативу людей, пытаемся  внушить, что качество их жизни во многом находится в их собственных руках.


      - Массу вопросов до сих пор вызывает проблема финансирования. Каким образом будет осуществляться наполняемость бюджетов?


- В первую очередь, за счет тех налоговых доходов, которые закрепляются за бюджетами муниципальных образований. Это земельный налог, налог на имущество физических лиц, частично сельскохозяйственный  и подоходный налоги и т.д. Однако эти источники в полном объеме не  покроют потребности муниципальных образований. Основные средства будут зачисляться в бюджеты муниципальных образований в качестве межбюджетных трансфертов из фондов финансовой поддержки, которые будут формироваться на уровне субъектов РФ. Все эти положения закреплены в принятом 27 июля этого года областном Законе «О межбюджетных отношениях в Новгородской области».  В настоящее время комитетами обладминистрации ведется подготовительная работа по формированию сбалансированных бюджетов муниципальных районов и поселений.


 - В списках кандидатов на руководящие должности в органы местного самоуправления много представителей, что называется, из народа: учителей, рабочих, социальных служащих… Готовы ли они к своей новой роли,  как вы будете им помогать?


- Одна из проблем, которая не обходит уровень местного самоуправления, заключается в том, что органы публичной власти далеко не всегда  стараются  «играть» в рамках той компетенции, которой наделены, и стремятся действовать максимально широко и размашисто. По большому счету необходимо четко концентрироваться на тех проблемах, которые муниципальному образованию по силам и сказать: сегодня, например, мы занимаемся благоустройством и не замахиваемся на  задачи, решить которые пока не в состоянии. При такой постановке вопроса люди уйдут от ненужных иллюзий. Следующая стадия - подготовка кадров через Новгородский филиал Северо-Западной академии госслужбы, через муниципальное образовательное учреждение «Диалог», через администрацию области, думу, Ассоциацию муниципальных образований. Уверен, если четко определить: кто и чем занимается, проблем не будет.

Марина Маринина
(общефедеральная газета «Единая Россия» № 37 от 19.09.05.), фото Владимир Малыгин





<< Предыдущая публикация Следующая публикация >>






comments powered by Disqus