06 Августа 2003 19:32
Обстановка сложившаяся вокруг "Юкоса", а вернее вокруг личности самого Ходорковского, продолжает оставаться едва ли не самой горячообсуждаемой во всех СМИ. Периодические издания, телевидение, новостийные выпуски радиоканалов будто соревнуются между собой: кто сильнее клюнет, или кто выступит в роли адвоката молодого и популярного олигарха.
Но вряд ли сегодня остался хоть один наивный человек, полагающий, что правительство затеяло показательный процесс с одной только благородной целью: наказать зарвавшихся бизнесменов.
Российский Союз Промышленников и Предпринимателей с лёгкой руки журналистов окрещённый профсоюзом олигархов, провёл свою первую внеплановую встречу сразу же после ареста Платона Лебедева в начале июля. Тогда и было сформулировано письмо президенту. Его Главе государства лично вручил президент РСПП Аркадий Вольский. И хотя с тех пор никаких положительных перемен в ситуации вокруг Лебедева и самой компании ЮКОС не произошло, промышленники всё же надеются на положительный исход дела. Как признаётся журналистам сам Аркадий Вольский, среди крупного бизнеса царит далеко не самая лучшая атмосфера.
" Атмосфера растерянности. Говорю открыто:". Как считает Аркадий Вольский, сегодня заниматься деприватизацией страны нельзя ни в коем случае. Иначе может просто рухнуть вся экономическая система, которая только-только начала вставать на ноги.
Политические и информационные бои центра не могут не отозваться и в регионах. Здесь более мелкие масштабы, не тот размах бизнеса, но, политику, как известно, диктует Москва.
Как считает генеральный директор ОАО "Комплекс", член РСПП в Великом Новгороде Валерий Анатольевич Лаврентьев:
"Ситуация с Юкосом- это буря в стакане воды, явный политический заказ на определённого человека. Действительно, если рассматривать проблему в общем, не касаясь нарушений при покупке пресловутого "Апатита", возникает вполне резонный вопрос: а почему с тем же упорством не трясут остальных?. Вспомните, что говорил в одном из интервью Чубайс. Когда в стране была объявлена всеобщая приватизация, он взял беспроцентный кредит у своих друзей на покупку всей отрасли. Взял ни много, ни мало около 200 миллионов. А сегодня мы, промышленники вынуждены платить ему столько, сколько он скажет. И его, почему- то никто не проверяет".
Другим "слабым звеном" повальной приватизации того периода стало полное отсутствие информации, а вернее её доступность избранным, которая и позволила единицам предприимчивых людей сделать себе состояние.
"Знаете, если бы каждый рядовой человек мог обладать всей информацией в полной мере, да у нас каждый второй сегодня стал бы олигархом. Ну, предположим, знал бы я всю подноготную нашей новгородской промышленности. Да я бы, не долго думая, занял в банке денег и выкупил в частную собственность наш родной химический комбинат. Был бы сегодня олигархом. Разве не так? Проблема в том, что и тогда и сегодня всё это было задумано лишь с одной целью: обогатить узкий круг людей, причём на вполне законных основаниях",- считает Валерий Лаврентьев.
Деприватизация, которой сегодня пугают рядовых промышленников, навряд ли, произойдёт в действительности. Об этом говорит хотя бы тот факт, что прокуратура не занимается рассмотрением дел других крупных монополистов. А ещё остаётся не понятным, куда смотрело государство, отдавая в частные руки отрасли, являющиеся национальным достоянием. Неужели наивно полагало, что бизнес и власть братья навек? Как бы то ни было, полагают новгородские промышленники, конфликт рано или поздно сойдёт на нет. И пугаться деприватизации не стоит, ведь если всерьёз начать этот процесс, пострадать могут многие. А сук, на котором сидят, обычно не пилят.
Лина Боголюбова
comments powered by Disqus